Где и когда впервые был приготовлен флэйк – доподлинно неизвестно, однако известен тот факт, что прессованный табак был придуман как решение одной из насущных проблем в стране с великими морскими (мореходными) традициями...
Итак, давайте оглянемся лет на 300-400 назад и мы увидим, что курение трубки было самым распространенным способом потребления табака. В особенности среди моряков и скупых адвокатов.
Среди моряков курение трубки считалось занятием исключительным, почитаемым, но ему сопутствовал и ряд проблем, связанных с хранением и транспортировкой табака — при длительных морских походах табак сильно высыхал и менялся во вкусе. Кто-то из моряков пытался увлажнять табак водой, а кто-то пытался заворачивать и запечатывать табак в обмазанные смолой холсты, чтоб сохранить влажность — это помогало сохранить влажность табака, но и сильно влияло на его вкус, делая его смоляным и превращая курение в процесс, не приносящий никакого удовольствия и очевидно «рядом не стоявший» с тем наслаждением от курения хорошего табака, которое так ценится в наши дни.
Кое-кто из моряков стал экспериментировать с кипячением разведенного в воде сахара и поливая этим концентратом табак. Этот метод улучшал вкус табака и позволял дольше сохранить приемлемую влажность. Сахарный концентрат делал табак «жирнее» и служил дополнительной склейкой, не позволяя табаку рассыпаться после того, как его прессовали руками для того, чтоб сократить площадь открытой поверхности. Это позволило существенно снизить скорость высыхания. Вдобавок, сжатый табак стал занимать гораздо меньше места, что было немаловажно при обычной для тех времен нехватке места на судах.
Вскоре, подобный опыт перекочевал на табачные фабрики и после некоторого количества неудачных попыток, первые блоки прессованного табака пошли на рынок. Точно неизвестно, какая из фабрик может называться «изобретателем» флэйка, но моряки стали покупать уже прессованный табак — спрессованный в твердые блоки гораздо сильней, чем они могли спрессовать руками. В итоге, моряки получили табак, который сох гораздо медленнее (что и было первостепенной проблемой), а кульминацией всего стало появление нового типа табака — табака прессованного.
Моряки повсеместно стали использовать прессованный табак и вскоре был придуман метод набивки трубки таким табаком. Этот метод очень прост и по праву может считаться самым правильным, если, конечно, вы знаете как это делается…
Когда суда находились в море, морякам приходилось придерживаться капитанских правил о курении на судне, в которых говорилось, что курить позволяется только в определенной части судна и только с разрешения капитана (сейчас таких правил нет, но тогда они были введены для того, чтоб избежать пожаров на деревянных судах). Получив разрешение на «перекур», моряк забегал за трубкой и табаком, переходил в кормовую часть судна и ритуал начинался: острым, как бритва, ножом от блока отрезались ломики настолько тонкие, насколько это было вообще возможно. Такие ломтики и были прозваны «хлопьями» (flake) (сейчас нам всем хорошо знаком термин «Navy Cut», который существует практически со дня появления флэйка и своим рождением обязан такой вот «моряцкой» нарезке). Как только необходимое количество пластин было нарезано, табак аккуратно, чтоб на распушился, складывался и трубка наполнялась табаком.
Хочу немного заострить Ваше внимание на моменте, который позволит передать настроения тех дней.
Понятно, что сам процесс наслаждения трубочкой хорошего табака для моряков был очень важен, но также немаловажными были дружеские отношения с с другими членами команды, в компании которых проходили «перекуры». Когда капитан давал «добро» на перекур, со всех частей судна собирались друзья-моряки и ритуалы нарезки табака и набивки трубки стали больше, чем просто действиями – это было социальное событие. Наслаждаясь табаком, моряки обсуждали важные темы и (существенный для тех дней момент) обменивались новостями. Новости, о которых узнавали в процессе курения, быстро разносились по всему судну. Нет сомнений в том, что командование корабля частенько использовало эти «табак-брэйки» для скорейшего донесения информации до всех членов команды судна.
Курение трубки выполняло также и другую очень важную функцию: представьте себе огромное судно в бушующем шторме. В течении нескольких дней ветер рвет паруса и огромные волны накатываются на палубу. Вся команда борется с силами природы за жизнь.
Растущее напряжение внутри каждого члена команды вот-вот достигнет своего пика и тут на выручку приходит трубочка хорошего табака, позволяя снять напряжение — когда шторм затихает капитан дает свое заветное «добро» на перекур и люди начинают стягиваться на корму. И это уже не столько акт курения — это очень важный момент в жизни команды. Моряки, стоявшие во время шторма плечом к плечу, собрались, чтоб набить свои трубки и поделиться мыслями и переживаниями, обсуждить между собой действия и поступки в той опасной ситуации, в которой они только что побывали. И с каждым выпущенным клубом дыма стресс потихоньку отступает.
После этого становится понятно, что курение трубки в разных ситуациях может рассматриваться как «первая психологическая помощь», или как средство, с помощью которого психологический баланс может быть восстановлен. Многие используют возникающую в этот момент товарищескую атмосферу для того, чтоб рассказать о своих печалях и заботах и окружающие не останутся безучастными и постараются помочь в меру своих сил. Так или иначе, много проблем было решено таким путем, да и простой разговор о горе и печали с другими может очень сильно помочь.
В другой раз атмосфера в кругу курильщиков трубки может царить веселая и добродушная: курильщики будут шутить и беззлобно разыгрывать друг друга. Кто не любит дружескую атмосферу, которая так часто воцаряется, когда трубокуры собираются вместе...
В эти напряженные дни и напряженное время, трубка помогает многим людям противостоять стрессам, которые накапливаются в течении дня. Набить трубку, раскурить, откинутся на спинку любимого кресла в тишине и покое – отличная возможность собрать растрепанные за день мысли воедино. И трубка, набитая флэйком, -- прекрасное завершение дня.
Оригинальный текст и фотографии находятся на сайте http://www.mac-baren.com/
Вольный перевод: Torch
Комментарии
Добрый день! Хотел бы уточнить. Парусные корабли в большинстве своем в те времена имели прямое парусное вооружение и ходили по ветру. То есть ветер, наполняя паруса, дул преимущественно с кормы. Поэтому местом для курения был бак (носовая часть судна), чтобы дым и искры уносило в море. На корме же были шканцы (квартердек). Это место капитана или вахтенных офицеров. Присутствие матросов на шканцах без приглашения было практически исключено.
RSS лента комментариев этой записи