Грань между фабричными и «ручными» трубками может быть размытой. На тем, где именно она проходит, бились многие, и сломали множество копий... Многое зависит, к тому же, и от того, какая это фабрика и какие это руки. Многие мануфактуры (как минимум, в совсем еще недавнем прошлом) выпускали «фрихенды» – трубки тех форм, которые на копирах просто не повторить. Да и не все фабрики используют копиры, но и история знает мастеров, которые пользовались подобными приспособлениями для «поднятия тиражей», хотя и не выдавали эти трубки за ручную работу.
Стоит сказать, что фабрика Шапюа-Камюа (курительные трубки Chacom и Comoy выпускаются вместе) – это мануфактура старой школы. Немало работ там выполняются вручную. И не стоит забывать, что понятие «грейд курительных трубок» ввели именно «фабриканты». Это позволяло и продолжает позволять продавать бриар разного качества по разным ценам. На Шапюа-Камюа закупают бриар в больших количествах, есть собственное здание, где бриар сезонируется, после чего он проходит селекцию. Лучшие грейды делаются из лучшего бриара, подход к трубкам разного грейда может различаться. Наверняка при этом на топовых грейдах количество ручных операций повышается для того, чтоб получить больше контроля над рисунком и прочими важными вещами.
Хотя в целом, работа на фабрике Шапюа-Камюа очень близка к тому, как это делают многие мастера. Вотолько они не могут позволить себе менять форму под рисунок, так как производство «усреднено» – есть каталог форм, набор резцов. Шаг в право или влево может застопорить работу на конвейере. Тем не менее, при создании каких-то трубок ручной труд может преобладать. Что дает право ставить соответствующий штамп. Хотя и «обдирка» форм там делается фактически вручную. Как-то так.
Леш, спасибо за ссылку. Знать бы, кто автор.